Контактная информация структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области

Историческая справка

    Первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов относится к 1270 году. Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду. Созданию новых правовых норм, в свою очередь, способствовала судебная деятельность князей. Текст Русской Правды был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. Всего известно более ста ее списков, которые в зависимости от их содержания принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая редакция. В Пространной Правде предусматривалась возможность поступать с должником-купцом по «произволу» хозяина погибшего по вине этого купца товара. Указанные правила практически дословно повторяют положения древнеримского права, по которому сам кредитор при наступлении срока платежа мог арестовать должника и путем продажи его с публичных торгов получить удовлетворение из вырученной суммы либо, держать ответчика у себя до полной отработки долга. Таким образом, расправа по обязательствам могла производиться без суда и состязательного или следственного начала.
    Процесс становления общерусского права, интенсивно протекавший на протяжении второй половины XV века, обрел зримые очертания с появлением нового общегосударственного сборника законов — Судебника 1497 года («Судебник Ивана Великого»). Основными источниками Судебника были Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные и судные грамоты московских князей, судебные решения по отдельным вопросам. Главная задача Судебника заключалась в распространении власти московского государя на территории присоединенных княжеств и земель. По этой причине преобладающая часть его статей посвящена судебному процессу, который с ликвидацией самостоятельности удельных князей подчинялся администрации московского царя.
    В Судебнике 1497 года неоднократно упоминаются особые судебные исполнители — неделыцики. В нем были изложены их права и обязанности. Неделыцик — должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое неделыцики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Неделыцики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.


Из Петровских реформ


    Указом Петра I в 1717 года  была образована Юстиц - коллегия, а в ее составе - Урядный приказ, который осуществлял исполнительно - распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Служащие Урядного приказа носили форму гражданского образца "строгого содержания".

    В 1738 году, императрицей Анной Иоанновной, приказы были преобразованы в Департаменты. Четвертый урядный Департамент был передан в подчинение непосредственно Правительствующему Сенату.

    В 1782 году уже Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а спустя четыре года урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставов - охранников. После учреждения министерств Исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к Министерству полиции (главное управление исполнительной полиции), становые приставы - к Министерству юстиции.

    Затем должность судебного пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла целиком в ведение полиции. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы.


Без них никак


    Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года Император Александр II утвердил ряд документов, лежащих в ее основе - "Учреждение судебных установлений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей",  "Устав  уголовного   судопроизводства"   и  "Устав и гражданского производства".

    Судебные приставы исполняли судебные решения при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных и мировых съездах. Эта государственная служба считалась и престижной, и высокооплачиваемой.

    В соответствие с "Учреждением судебных установлений" судебными приставами не могли быть "не достигшие двадцати одного года, иностранцы объявленные несостоятельными должниками, состоящие на службе от Правительства или по выборам, подвергшиеся, по судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, а также Священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния; исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам".

    Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только  после  удостоверения  их  в  "благонадежной   нравственности"   и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о поступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавался особый знак и особая печать.

    В обязанности судебного пристава входило: сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда; допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определяется председателем суда (выдавались они также судебным приставом); предоставление ежемесячной ведомости о своей деятельности; ведение учетных книг с записями о каждом поручении, об исполнении судебных действий и иных налагаемых на пристава обязанностей.

    В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей. Кроме этого, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу. Этот тариф утверждал Министр юстиции и изменялся он в законодательном порядке.

    При получении причитающегося вознаграждения за доставление повестки судебный пристав расписывался на ней, а уплачивающий отмечал об уплате на другом экземпляре повестки, прилагаемом судебным приставом к делу Кассационного департамента.

    При неуплате судебному приставу причитающегося ему за данное действие вознаграждения он имел право приступить к немедленному аресту имущества и затем взыскать как свое вознаграждение, так и издержки по судопроизводству. Вознаграждение, положенное по действующему тарифу, судебные приставы могли получать и имели право взыскивать с лица, по требованию которого выполняли какие-либо исполнительные действия. Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления он мог потребовать содействия полиции и даже военных властей, которые обязаны были оказать его без промедления.    За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались, в частности, лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет; ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п. Таким образом, закон довольно серьезно защищал лиц, исполняющих решения судов.

 

Советский период


    После Октябрьской революции функции исполнения решений судов  выполняли судебные исполнители, находившиеся в штате при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы исполнительного производства 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда. Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 года № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители. Жалобы на действия судебного исполнителя можно было подавать народному судье в течение семи дней со дня совершения обжалуемого действия или со дня, когда о его совершении стало известно жалобщику. Вынесенные по вопросу жалобы постановления народного судьи являлись окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежали.

    На протяжении последующих восьмидесяти лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

    Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

 

Судебные приставы современной России


    Противоречие разрешилось в 1997 году, со вступлением в силу федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», что фактически означало воссоздание в России института принудительного исполнения судебных решений и обеспечения установленного порядка деятельности судов.

    Согласно закону на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».                                                В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

    Термин «судебный пристав» в современной России введен Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» в 1994 году, по которому поддержание порядка на заседании Конституционного Суда возложено на судебных приставов.

    Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

    Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию в установленный ими срок.

    Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

    Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий  среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава -высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    В соответствии с федеральным законом «О судебных приставах» судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. Применение физической силы специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угроз жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

    Указанным законом установлено, что действия судебного пристав могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в cyд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не являете препятствием для обращения в суд. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию с совершения этих действий.

    Указанным законом определяются основания применения мер принудительного исполнения, определяются меры     принудительного исполнения, рассматриваются вопросы, связанные с обращением взыскания на имущество должника, особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, арест и реализация имущества должника-организации, обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера, распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя и другие вопросы.

    В результате административной реформы, проведённой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», служба судебных приставов приобрела новый статус и наименование. Будучи выделенной из структур территориальных управлений юстиции, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации стала самостоятельным государственным органом, способным решать по-настоящему государственные задачи в социально - экономической сфере и обеспечении правопорядка.

    В настоящее время Федеральная служба судебных приставов России находится в стадии динамичного развития, ее деятельность постоянно совершенствуется, её авторитет в глазах общества возрастает.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2018 09:18 / 13 июля 2018 09:33

Версия для печати